Международное сотрудничество

Процессы интеграции, происходящие в мировом сообществе во всех сферах жизнедеятельности человека, затронули и сферу образования. В этом процессе интеграции казахстанских вузов, образования и науки в мировое образовательное пространство очень важное место отводится академической мобильности обучающихся и преподавателей. В настоящий период формируется мировое образовательное пространство, выражающееся, прежде всего, в гармонизации образовательных стандартов, подходов, учебных планов, специальностей в разных странах мира.
В Декларации первой Всемирной конференции «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры» (Париж 1998г., ЮНЕСКО) отмечалось, что решение важнейшей задачи нового столетия — повышение качества высшего образования — требует, чтобы высшее образование имело международное измерение. Это предполагает обмен знаниями, создание интерактивных сетей, мобильность преподавателей и студентов, международные научно-исследовательские проекты (наряду с учетом национальных культурных ценностей и условий). В связи с этим интернационализация стала определять развитие систем высшего образования в мире. 
Академическая мобильность обучающихся приобрела первостепенное значение после опубликования 8 июля 2009 года Европейской комиссией «Зеленой книги о мобильности молодых людей в целях их обучения» и стала одной из самых наблюдаемых и наглядных форм интернационализации высшего образования. Во многих странах тема международной студенческой мобильности стала одной из ключевых в политике, как с точки зрения отправления специалистов за рубеж, так и с точки зрения привлечения в страну работников научной сферы или даже как потенциальных эмигрантов с высокой квалификацией.
На встрече министров образования стран- участниц Болонского процесса в 2009 году г.Левен/Лувен-ля-Нев (Бельгия) сформулирована идея о том, что к 2020 году не менее 20 % получивших высшее образование обучающихся должны иметь оконченный, а также определенный период обучения в заграничном университете (пункты 18–20 коммюнике). Осуществление этой миссии — активизация академической мобильности обучающихся требует активного и массового участия вузов. Она связана не только с повышением технической оснащенности вузов для получения притока иностранных обучающихся, но и с совершенствованием организации процесса управления. Это относится и к программам обучения, которые должны быть приближены и адаптированы к программам обучения в зарубежных вузах, так и к повседневному процессу управления, который должен стать гибким и мобильным.
В Европе академическая мобильность является востребованным социальным, экономическим и политическим процессом. В этой связи представляет интерес анализ тенденций и уровня развития академической мобильности студентов в странах Европы. Наиболее интересные результаты исследований были опубликованы в сборнике Института статистики ЮНЕСКО «Study on Mapping mobility in European higher education. Brussels, 2011» и статистическом сборнике Academic cooperation Association «The Bologna Process in Higher Education in Europe. Key indicators on the social dimension and mobility.Brussels, 2009». Согласно информации, опубликованной в этих источниках, количество мобильных студентов за последние 10 лет увеличилось вдвое, но они по-прежнему составляют незначительную часть от общего количества всех иностранных студентов (около 1%). К странам, которые являются привлекательными для иностранных студентов, относятся Испания, Мальта, Польша, Словакия, Португалия и Финляндия и, напротив, - наименьшее количество студентов учатся в Великобритании, Болгарии, Кипре и Румынии. В ходе исследований были выявлены наиболее «мобильные» специальности, среди которых, гуманитарные и социальные науки, бизнес, право, строительство и технические науки. Анализ сбалансированности показывает, что соотношение между въездной и выездной мобильностью в Европе составляет в среднем 10:1 и только Бельгия, Австрия и Эстония достигают абсолютной мобильности. Лидерами по въездной мобильности являются Швеция и Дания, которые принимают в три раза больше студентов, чем отправляют в другие страны. 
Все европейские страны оказывают существенную поддержку академической мобильности, разрабатывая различные программы, уделяя при этом больше внимания выездной мобильности. Особый интерес представляют результаты исследования, позволяющие выделить основные причины, препятствующие развитию академической мобильности. К ним можно отнести:
- отсутствие информации о программах академической мобильности
- отсутствие мотивации у студентов
- отсутствие финансовой поддержки
- низкий уровень владения иностранными языками
- недоверию к качеству программ академической мобильности
- несоответствие программ обучения
- проблемы с визами.
Одновременно была проведена классификация факторов, благоприятствующих развитию академической мобильности, к которым относят индивидуальную финансовую поддержку, разработку механизмов для успешного освоения образовательных программ(например, ECTS и DS, создание «окон мобильности») и информирование о программах. 
Особый интерес представляет отчет «Болонский процесс глазами студентов», подготовленный Европейским союзом студентов, в котором сформулированы основные проблемы, до сих пор остающиеся нерешенными. Среди них можно выделить следующие:
не во всех странах проведен процесс увязки кредитов с результатами обучения
при расчете учебной нагрузки студентов учитывается мнение преподавателей, а не студентов 
при расчете количества кредитов принимается во внимание не учебная нагрузка студента, а статус дисциплины
контактные часы остаются основным инструментом для определения количества кредитов
при переходе на ECTS происходит увеличение нагрузки студентов за счет большего количества компонентов по каждой дисциплине.
Академическая мобильность студентов и преподавателей вуза может осуществляться по трем основным направлениям, традиционно дифференцируемым экспертным сообществом в сфере современного образования. Это: внутригородская мобильность, внутристрановая мобильность и международная мобильность.

Top